Как написать собственный класс
Автор: Vit
WEB-сайт: http://forum.vingrad.ru
Вот пример написания класса. Этот класс вычисляет сумму квадратов введенных чисел. Этот класс написан мной только для примера, и я исходил из воображений наглядности, а не оптимальности. Большая часть реализации не только не оптимальна, но и бессмыслена, но показывает бОльшую часть простейших приемов создания класса.
unit Unit2;
interface
uses classes, Sysutils;
{Нам нужен процедурный тип для создания собственного события.
Собственно - это описание процедуры которая должна будет
исполнятся при каких-нибудь обстоятельствах}
type
TError = procedure(Sender: TObject; Error: string) of object;
{Описание нашего класса, мы его наследуем от TObject, потому ?то нам практи?ески не нужна
никакия функциональность предков}
type
TStatistic = class(TObject)
private {здесь описываются только внутренние переменные и процедуры - "для служебного пользования"}
{Описание полей, т.е. переменных которые работают только внутри класса, "снаружи" они не
доступны.}
FList: TStringList;
FPrecision: byte;
{Тоже переменная - для определения события}
FonError: TError;
{функция - будет использоваться только внутри класса, "снаружи" напрямую не доступна}
function GetCount: integer;
public {Описанное здесь доступно для пользователя класса}
{Конструктор - метод создания класса, имеет смысл его описывать только если он делает
?то-то специфи?еское - например нам надо будет создать переменную FList. В противном слу?ае
его описание можно опустить - будет работать конструктор родительского класса}
constructor Create;
{Деструктор - метод разрушения класса}
destructor Destroy; override;
{Описание методов - собственно методы мало ?ем отли?аются от процедур}
procedure AddValue(Value: string);
procedure Clear;
function Solve: real;
{Описание свойств. Обратите внимание само свойство не способно хранить никакую информацию, это
только указатель на внутренюю струкруру. Например для хранения свойства Precision используется
переменная FPrecision. А для ?тение свойства Count используется функция GetCount}
property Precision: byte read FPrecision write FPrecision;
property Count: integer read GetCount;
{Описание событий. ?то такое событие? - Это указатель на процедуру. Сам класс реализации этой процедуры
не знает. Классу известно только заголовок процедуры, вы в коде программы будете писать реализацию
процедуры, а класс только в нужный момент передаст ей управление, используя указатель onError}
property onError: TError read FonError write FonError;
end;
implementation
{ TStatistic }
constructor TStatistic.Create;
begin
inherited; {Вна?але надо вызвать конструктор класса-родителя}
FList := TStringList.create; {создаем структуры нашего класса}
end;
destructor TStatistic.Destroy;
begin
FList.Free; {Разрушаем структуры нашего класса}
inherited; {в последнюю о?ередь вызываем деструктор клсса-родителя}
end;
procedure TStatistic.AddValue(Value: string);
begin
FList.add(Value); {Примерно так мы реализуем метод}
end;
procedure TStatistic.Clear;
begin
FList.clear;
end;
function TStatistic.GetCount: integer;
begin
Result := FList.count + 1;
end;
function TStatistic.Solve: real;
var
i: integer;
begin
result := 0;
for i := 0 to FList.count - 1 do
begin
try
result := result + (Sqr(strtofloat(FList[i])));
except
{интересная конструкция. "on e:exception do" - мы "отлавливаем" ошибку как переменную "e".
Эта переменная имеет о?ень полезное свойство e.message - оно содержит описание ошибки. Далее
следует вызов события. Вна?але мы проверяем использует ли пользователь событие:
"if Assigned(FOnError) then", если использует то вызываем его процедуру: FOnError, с параметрами:
self - зарезервированная переменная - указатель на экземпляр нашего класса, e.message - описание
ошибки}
on e: exception do
if Assigned(FOnError) then
FOnError(Self, e.message);
end;
end;
end;
end.
Вот пример использования этого класса:
unit Unit1;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,
StdCtrls;
type
TForm1 = class(TForm)
Button1: TButton;
procedure Button1Click(Sender: TObject);
private
procedure OnError(Sender: TObject; Error: string);
public
{ Public declarations }
end;
var
Form1: TForm1;
implementation
uses Unit2;
{$R *.DFM}
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var
Statistic: TStatistic;
begin
Statistic := TStatistic.create;
Statistic.onError := onError;
Statistic.AddValue('123423');
Statistic.AddValue('123423');
showmessage(floattostr(Statistic.solve));
Statistic.Clear;
Statistic.AddValue('123423');
Statistic.AddValue('12ssss3');
showmessage(floattostr(Statistic.solve));
Statistic.Free;
end;
procedure TForm1.OnError(Sender: TObject; Error: string);
begin
showmessage('Error inside class:' + Sender.ClassName + #13#10+Error);
end;
end.
|