Написание сервисов Windows NT на WinAPI
Автор: http://delphi.xonix.ru
Причиной написания этой статьи, как не странно, стала необходимость написания своего сервиса. Но в Borland'е решили немного "порадовать" нас, пользователей Delphi 6 Personal, не добавив возможности создания сервисов (в остальных версиях Delphi 5 и 6 эта возможность имеется в виде класса TService). Решив, что еще не все потеряно, взял на проверку компоненты из одноименного раздела этого сайта. Первый оказался с многочисленными багами, а до пробы второго я не дошел, взглянув на исходник - модуль Forms в Uses это не только окошки, но и более 300 килобайт "веса" программы. Бессмысленного увеличения размера не хотелось и пришлось творить свое.
Так как сервис из воздуха не сотворишь, то мой исходник и эта статья очень сильно опираются на MSDN.
Итак, приступим к написанию своего сервиса
Обычный Win32-сервис это обычная программа. Программу рекомендуется сделать консольной (DELPHI MENU | Project | Options.. | Linker [X]Generate Console Application) и крайне рекомендуется сделать ее без форм !!! и удалить модуль Forms из Uses. Рекомендуется потому, что, во-первых, это окошко показывать не стоит потому, что оно позволит любому юзеру, прибив ваше окошко прибить и сервис и, во-вторых, конечно же, размер файла (19Kb против 350 ). Поэтому удаляем форму (DELPHI MENU | Project | Remove from project... ). Удалив все формы, перейдем на главный модуль проекта, в котором удаляем текст между begin и end и Forms из Uses и добавляем Windows и WinSvc. В результате должно получиться что-то вроде этого
program Project1;
uses
Windows, WinSvc;
{$R *.res}
begin
end.
На этом подготовительный этап закончен - начинаем писАть сервис.
Главная часть программы
Как уже отмечалось - сервис это обычная программа. Программа в Pascal'е находится между begin и end. После запуска нашего сервиса (здесь и далее под запуском сервиса понимается именно запуск его из Менеджера сервисов, а не просто запуск exe'шника сервиса) менеджер сервисов ждет пока наш сервис вызовет функцию StartServiceCtrlDispatcher.Ждать он будет недолго - если в нашем exe'шнике несколько сервисов то секунд 30, если один - около секунды, поэтому помещаем вызов StartServiceCtrlDispatcher поближе к begin.
StartServiceCtrlDispatcher качестве аргумента требует _SERVICE_TABLE_ENTRYA, поэтому добавляем в var DispatchTable : array [0..кол-во сервисов] of _SERVICE_TABLE_ENTRYA; и заполняем этот массив (естественно перед вызовом StartServiceCtrlDispatcher).
Т.к. в нашем ехешнике будет 1 сервис, то заполняем его так :
DispatchTable[0].lpServiceName := ServiceName;
DispatchTable[0].lpServiceProc := @ServiceProc;
DispatchTable[1].lpServiceName := nil;
DispatchTable[1].lpServiceProc := nil;
Советую завести константы ServiceName - имя сервиса и ServiceDisplayName - отображаемое имя.
ServiceProc - основная функция сервиса(о ней ниже), а в функцию мы передаем ее адрес.
В DispatchTable[кол-во сервисов] все равно nil - это показывает функции, что предыдущее поле было последним. У меня получилось так :
begin
DispatchTable[0].lpServiceName := ServiceName;
DispatchTable[0].lpServiceProc := @ServiceProc;
DispatchTable[1].lpServiceName := nil;
DispatchTable[1].lpServiceProc := nil;
if not StartServiceCtrlDispatcher(DispatchTable[0]) then
LogError('StartServiceCtrlDispatcher Error');
end.
StartServiceCtrlDispatcher выполнится только после того, как все сервисы будут остановлены.
Функция LogError протоколирует ошибки - напишите ее сами.
Функция ServiceMain
ServiceMain - основная функция сервиса. Если в ехешнике несколько сервисов, но для каждого сервиса пишется своя ServiceMain функция. Имя функции может быть любым! и передается в DispatchTable.lpServiceProc:=@ServiceMain (см.предыдущущий абзац). У меня она называется ServiceProc и описывается так:
procedure ServiceProc(argc: DWORD;
var argv: array of PChar); stdcall;
argc кол-во аргументов и их массив argv передаются менеджером сервисов из настроек сервиса. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ STDCALL!!! Такая забывчивость - частая причина ошибки в программе.
В ServiceMain требуется выполнить подготовку к запуску сервиса и зарегистрировать обработчик сообщений от менеджера сервисов (Handler). Опять после запуска ServiceMain и до запуска RegisterServiceCtrlHandler должно пройти минимум времени. Если сервису надо делать что-нибудь очень долго и обязательно до вызова RegisterServiceCtrlHandler, то надо посылать сообщение SERVICE_START_PENDING функией SetServiceStatus.
Итак, в RegisterServiceCtrlHandler передаем название нашего сервиса и адрес функции Handler'а (см.далее). Далее выполняем подготовку к запуску и настройку сервиса. Остановимся на настройке поподробнее.
Эта самая настройка var ServiceStatus : SERVICE_STATUS;
(ServiceStatusHandle : SERVICE_STATUS_HANDLE и ServiceStatus надо сделать глобальными переменными и поместить их выше всех функций).
dwServiceType - тип сервиса
- SERVICE_WIN32_OWN_PROCESS
- Одиночный сервис
- SERVICE_WIN32_SHARE_PROCESS
- Несколько сервисов в одном процессе
- SERVICE_INTERACTIVE_PROCESS
- интерактивный сервис (может взаимодействовать с пользователем).
Остальные константы - о драйверах. Если надо - смотрите их в MSDN.
dwControlsAccepted - принимаемые сообщения (какие сообщения мы будем обрабатывать)
- SERVICE_ACCEPT_PAUSE_CONTINUE приостановка/перезапуск
- SERVICE_ACCEPT_STOP остановка сервиса
- SERVICE_ACCEPT_SHUTDOWN перезагрузка компьютера
- SERVICE_ACCEPT_PARAMCHANGE изменение параметров сервиса без перезапуска (Win2000 и выше)
Остальные сообщения смотрите опять же в MSDN (куда уж без него ;-)
- dwWin32ExitCode и dwServiceSpecificExitCode - коды ошибок сервиса. Если все идет нормально, то они должны быть равны нулю, иначе коду ошибки.
- dwCheckPoint - если сервис выполняет какое-нибудь долгое действие при остановке, запуске и т.д. то dwCheckPoint является индикатором прогресса (увеличивайте его, чтобы дать понять, что сервис не завис), иначе он должен быть равен нулю.
- dwWaitHint - время, через которое сервис должен послать свой новый статус менеджеру сервисов при выполнении действия (запуска, остановки и т.д.). Если dwCurrentState и dwCheckPoint через это кол-во миллисекунд не изменится, то менеджер сервисов решит, что произошла ошибка.
- dwCurrentState - см. где-то здесь Ставим его в SERVICE_RUNNING, если сервис запущен
После заполнения этой структуры посылаем наш новый статус функцией SetServiceStatus и мы работаем :).
После этого пишем код самого сервиса. Я вернусь к этому попозже.
Вот так выглядит моя ServiceMain :
procedure ServiceProc(argc: DWORD; var argv: array of PChar); stdcall;
var
Status: DWORD;
SpecificError: DWORD;
begin
ServiceStatus.dwServiceType := SERVICE_WIN32;
ServiceStatus.dwCurrentState := SERVICE_START_PENDING;
ServiceStatus.dwControlsAccepted := SERVICE_ACCEPT_STOP
or SERVICE_ACCEPT_PAUSE_CONTINUE;
ServiceStatus.dwWin32ExitCode := 0;
ServiceStatus.dwServiceSpecificExitCode := 0;
ServiceStatus.dwCheckPoint := 0;
ServiceStatus.dwWaitHint := 0;
ServiceStatusHandle :=
RegisterServiceCtrlHandler(ServiceName, @ServiceCtrlHandler);
if ServiceStatusHandle = 0 then
WriteLn('RegisterServiceCtrlHandler Error');
Status := ServiceInitialization(argc, argv, SpecificError);
if Status <> NO_ERROR then
begin
ServiceStatus.dwCurrentState := SERVICE_STOPPED;
ServiceStatus.dwCheckPoint := 0;
ServiceStatus.dwWaitHint := 0;
ServiceStatus.dwWin32ExitCode := Status;
ServiceStatus.dwServiceSpecificExitCode := SpecificError;
SetServiceStatus(ServiceStatusHandle, ServiceStatus);
LogError('ServiceInitialization');
exit;
end;
ServiceStatus.dwCurrentState := SERVICE_RUNNING;
ServiceStatus.dwCheckPoint := 0;
ServiceStatus.dwWaitHint := 0;
if not SetServiceStatus(ServiceStatusHandle, ServiceStatus) then
begin
Status := GetLastError;
LogError('SetServiceStatus');
exit;
end;
// WORK HERE
// ЗДЕСЬ БУДЕТ ОСНОВНОЙ КОД ПРОГРАММЫ
end;
Функция Handler
Функция Handler будет вызываться менеджером сервисов при передаче сообщений сервису. Опять же название функции - любое. Адрес функции передается с помощью функции RegisterServiceCtrlHandler (см. выше). Функция имеет один параметр типа DWORD (Cardinal) - сообщение сервису. Если в одном процессе несколько сервисов - для каждого из них должна быть своя функция.
procedure ServiceCtrlHandler(Opcode : Cardinal);stdcall;
Опять не забываем про stdcall.
Итак, функция получает код сообщения, который мы и проверяем. Начинаем вспоминать, что мы писали в ServiceStatus.dwControlsAccepted. У меня это SERVICE_ACCEPT_STOP и SERVICE_ACCEPT_PAUSE_CONTINUE, значит, мне надо проверять сообщения SERVICE_CONTROL_PAUSE, SERVICE_CONTROL_CONTINUE, SERVICE_CONTROL_STOP и выполнять соответствующие действия. Остальные сообщения:
ServiceStatus.dwControlsAccepted Обрабатываемые сообщения
- SERVICE_ACCEPT_PAUSE_CONTINUE SERVICE_CONTROL_PAUSE и SERVICE_CONTROL_CONTINUE
- SERVICE_ACCEPT_STOP SERVICE_CONTROL_STOP
- SERVICE_ACCEPT_SHUTDOWN SERVICE_CONTROL_SHUTDOWN
- SERVICE_ACCEPT_PARAMCHANGE SERVICE_CONTROL_PARAMCHANGE
Также надо обрабатывать SERVICE_CONTROL_INTERROGATE. Что это такое - непонятно, но обрабатывать надо :) Передаем новый статус сервиса менеджеру сервисов функцией SetServiceStatus.
Пример функции Handler:
procedure ServiceCtrlHandler(Opcode: Cardinal); stdcall;
var
Status: Cardinal;
begin
case Opcode of
SERVICE_CONTROL_PAUSE:
begin
ServiceStatus.dwCurrentState := SERVICE_PAUSED;
end;
SERVICE_CONTROL_CONTINUE:
begin
ServiceStatus.dwCurrentState := SERVICE_RUNNING;
end;
SERVICE_CONTROL_STOP:
begin
ServiceStatus.dwWin32ExitCode := 0;
ServiceStatus.dwCurrentState := SERVICE_STOPPED;
ServiceStatus.dwCheckPoint := 0;
ServiceStatus.dwWaitHint := 0;
if not SetServiceStatus(ServiceStatusHandle, ServiceStatus) then
begin
Status := GetLastError;
LogError('SetServiceStatus');
Exit;
end;
exit;
end;
SERVICE_CONTROL_INTERROGATE: ;
end;
if not SetServiceStatus(ServiceStatusHandle, ServiceStatus) then
begin
Status := GetLastError;
LogError('SetServiceStatus');
Exit;
end;
end;
Реализация главной функции программы
В функции ServiceMain (см.там, где отмечено) пишем код сервиса. Так как сервис обычно постоянно находится в памяти компьютера, то скорее всего код будет находиться в цикле. Например в таком:
repeat
// Что-нибудь делаем пока сервис не завершится.
until ServiceStatus.dwCurrentState = SERVICE_STOPPED;
// Но это пройдет если сервис не обрабатывает сообщения приостановки/перезапуска,
// иначе сервис никак не прореагирует. Другой вариант :
repeat
if ServiceStatus.dwCurrentState <> SERVICE_PAUSED then
// чего - то делаем
until ServiceStatus.dwCurrentState = SERVICE_STOPPED;
И третий, имхо, самый правильный вариант = использование потока:
Пишем функцию
function MainServiceThread(p: Pointer): DWORD; stdcall;
begin
// что - то делаем
end;
и в ServiceMain создаем поток
var
ThID: Cardinal;
hThread := CreateThread(nil, 0, @MainServiceThread, nil, 0, ThID);
// и ждем его завершения
WaitForSingleObject(hThread, INFINITE);
// закрывая после этого его дескриптор
CloseHandle(hThread);
// При этом hThread делаем глобальной переменной.
// Теперь при приостановке сервиса(в Handler)
// делаем так SERVICE_CONTROL_PAUSE:
begin
ServiceStatus.dwCurrentState := SERVICE_PAUSED;
SuspendThread(hThread); // приостанавливаем поток
end;
и при возобновлении работы сервиса SERVICE_CONTROL_CONTINUE:
begin
ServiceStatus.dwCurrentState := SERVICE_RUNNING;
ResumeThread(hThread); // возобновляем поток
end;
|