Delphi World - это проект, являющийся сборником статей и малодокументированных возможностей  по программированию в среде Delphi. Здесь вы найдёте работы по следующим категориям: delphi, delfi, borland, bds, дельфи, делфи, дэльфи, дэлфи, programming, example, программирование, исходные коды, code, исходники, source, sources, сорцы, сорсы, soft, programs, программы, and, how, delphiworld, базы данных, графика, игры, интернет, сети, компоненты, классы, мультимедиа, ос, железо, программа, интерфейс, рабочий стол, синтаксис, технологии, файловая система...
Перемещение Image

Однажды врач, инженер-строитель и программист поспорили о том, чья профессия древнее. Врач заметил:
- В Библии сказано, что Бог сотворил Еву из ребра Адама. Такая операция может быть проведена только хирургом, поэтому я по праву могу утверждать, что моя профессия самая древняя в мире.
Тут вмешался инженер-строитель и сказал:
- Но еще раньше Бог сотворил небо и землю из хаоса. Это первое, и, несомненно, наиболее выдающееся применение строительной инженерии. Поэтому, дорогой доктор, вы не правы. Моя профессия самая древняя в мире.
Программист при этих словах откинулся в кресле, загадочно улыбнулся и веско произнес:
- Да, но кто, как вы думаете, сотворил хаос?

Многие, наверно, сталкивались с проблемой перемещения Image'a по форме. Решить ее можно тремя способами (может есть и больше, но я знаю только три). Способ первый. Его суть заключается в том, что свойства Left и Top картинки изменяются на разницу между начальными и конечными координатами (нажатия и отпускания мыши соответственно). Этот способ самый простой и надежный, но у него есть один недостаток: left и top изменяются по очереди, что приводит к заметному мерцанию картинки. Тем не менее мы этот способ рассмотрим. Не забудьте положить на форму Image и вставить в нее какую-нибудь картинку. Для начала необходимо объявить глобальные переменные (они объявляются в разделе Implementation) x0, y0:integer - они будут запоминать начальные координаты. И еще нам понадобится переменная move типа boolean, чтобы нам отличать перемещение мыши над картинкой, от попытки ее сдвинуть. Эти объявления делаются примерно так:


implementation
{$R *.DFM}

var
  x0, y0: integer;
  move: boolean;

Теперь напишем обработчик OnMouseDown для нашей картинки:


procedure TForm1.Image1MouseDown(Sender: TObject; Button: TMouseButton;
Shift: TShiftState; X, Y: Integer);
begin
  if button <> mbLeft then
    move:=false //если нажали не левой кнопкой, то перемещать не будем!
  else
  begin
    move:=true;
    x0:=x; //запоминаем начальные координаты
    y0:=y; //запоминаем начальные координаты
  end;
end;

В этом участке кода проверяется какой кнопкой нажали на картинку. Если левой, то запоминаем координаты, а если любой другой, то перемещать нельзя. Теперь напишем обработчик OnMouseMove для нашей картинки:


procedure TForm1.Image1MouseMove(Sender: TObject; Shift: TShiftState; X,
Y: Integer);
begin
  if move then
  begin
    image1.Left:=image1.Left+x-x0; // Изменяем позицию левого края
    image1.Top:=image1.Top+y-y0; // Изменяем позицию верхнего края
  end;
end;

Ну и наконец обработчик OnMouseUp для нашей картинки будет таким:


procedure TForm1.Image1MouseUp(Sender: TObject; Button: TMouseButton;
Shift: TShiftState; X, Y: Integer);
begin
  move := false;
end;

Здесь все очень просто. Когда кнопка отпускается, то переменной move присваивается значение false, чтобы до следующего клика по картинке ее нельзя было сдвинуть. Этот способ довольно прост, как для понимания, так и для реализации. Но такой же алгоритм перемещения можно реализовать немного красивее. У некоторых компонентов, в том числе и Image, есть такая классная процедура SetBounds(Left,Top,Width,Height), которая может изменять сразу все четыре параметра. Таким образом событие OnMouseMove можно изменить так:


procedure TForm1.Image1MouseMove(Sender: TObject; Shift: TShiftState; X,
Y: Integer);
begin
  if move then
    image1.SetBounds(image1.Left+x-x0, image1.Top+y-y0,
    image1.width, image1.height);
end;

Но есть еще один очень интересный выход: по экрану можно перемещать не саму картинку, а только ее рамку, когда пользователь выберет место для картинки и отпустит кнопку - она туда переместиться. Для этого нам понадобится еще одна глобальная переменная: rec: TRect, которая будет хранить параметры картинки. Теперь слегка изменим обработчики событий для картинки. Таким образом все в целом будет выглядеть так:


procedure TForm1.Image1MouseDown(Sender: TObject; Button: TMouseButton;
Shift: TShiftState; X, Y: Integer);
begin
  if button<>mbLeft then
    move:=false
  else
  begin
    move:=true;
    x0:=x;
    y0:=y;
    rec:=image1.BoundsRect; //запоминаем контур картинки
  end;
end;

procedure TForm1.Image1MouseMove(Sender: TObject; Shift: TShiftState; X,
Y: Integer);
begin
  if move then
  begin
    Form1.Canvas.DrawFocusRect(rec); //рисуем рамку
    with rec do
    begin
      left:=Left+x-x0;
      top:=Top+y-y0;
      right:=right+x-x0;
      bottom:=bottom+y-y0;
      x0:=x;
      y0:=y; // изменяем координаты
    end;
    Form1.Canvas.DrawFocusRect(rec); // рисуем рамку на новом месте
  end;
end;

procedure TForm1.Image1MouseUp(Sender: TObject; Button: TMouseButton;
Shift: TShiftState; X, Y: Integer);
begin
  Form1.Canvas.DrawFocusRect(rec);
  with image1 do begin
    setbounds(rec.left+x-x0,rec.top+y-y0,width,height); //перемещаем картинку
    move:=false;
  end;
end;

Поскольку DrawFocusRect рисует рамку методом Xor, то при повторном вызове этой функции с теми же параметрами, рамка стирается. Этот очень красивый метод добавит в ваши программы много интересного.

Проект Delphi World © Выпуск 2002 - 2004
Автор проекта: ___Nikolay