Урок 11 - Работа с потоками
Ведущий раздела KOL и MCK: Анатолий aka XVeL
Автор: Борис Моренко
WEB-сайт: http://kol.mastak.ru
Полную версию библиотеки KOL и MCK можно скачать здесь.
Поговорим про потоки в KOL. Вещь безусловно нужная и
поэтому очень приятная :). Потоки позволяют сделать более гибкой работу по
обмену и выводу данных из различных источников. Для разных источников
(носителей), чтение данных происходит по разному, а потоки унифицируют
этот процесс. Теоретическую часть этого вопроса можно найти в любой книжке
по Delphi, так что особо разглагольствовать я не буду. Скажу лишь что во
многих случаях без них совершенно не обойтись. Например : Вы в ресурс
вашей программы поместили gif или jpg файл (ну не хочется вам таскать их
отдельными файлами). Разумеется вы захотите когда-нибудь показать их миру
. Но не все так просто. Объекты PGif и PJpeg не читают данные из ресурса
(только поток или файл. см
предыдущий урок). Т.е. у нас сложилась так, что ресурс (источник), не
может передать информацию объектам PGif или PJpeg. Вот тут и приходят на
помощь потоки. И таких примеров если покопаться можно отыскать
достаточно.
В конце урока будет приведен пример именно работы с
ресурсами (вывод изображения формата gif на экран и сохранения ресурса на
диск), а сейчас рассмотрим "школьный минимум".
Конструкторы.
Для создания потока в памяти (чтение и запись): function
NewMemoryStream: PStream;
Для создания потоков работающих с файлами:
- function NewReadFileStream( const FileName: String ):
PStream;
- function NewWriteFileStream( const FileName: String ):
PStream;
- function NewReadWriteFileStream( const FileName: String ):
PStream;
FileName - имя фала на диске. Эти три конструктора отличаются
по целям для которых вы собираетесь использовать файл. 1-й для чтения ;
2-й для записи ; 3-й для записи и чтения.
Основные свойства PStream
Свойства PStream
|
Свойство |
Описание |
Size: DWord; |
Возвращает размер данных в потоке. |
Position: DWord; |
Текущая позиция в потоке |
Memory: Pointer; |
Указатель. Только для потоков созданных в
памяти |
Handle: THandle; |
Хэндл. Только для файловых
потоков |
Список методов:
Методы PStream
|
Метод |
Описание |
function Read( var Buffer; Count:
DWord ): DWord; |
Чтение в буфер (Buffer) Count байт из
потока |
function Write( var Buffer; Count:
DWord ): DWord; |
Запись Count байт в поток из буфера Buffer
начиная с текущей позиции. |
function WriteStr( S: String ):
DWORD; |
Запись любой паскалевской строки (не
заканчивающейся нулем) в поток. Запись происходит с текущей
позиции. |
А теперь сам обещанный пример. Для его работы у вас должен
быть установлен KolGif (можете скачать в разделе файлы). Вы также должны создать
ресурс содержащий любой gif с именем logo.gif (в моем случаем это логотип
нашего сайта). Для этого создайте файл с расширение *.rc (у меня
pic.rc) содержащий следующий текст: LOGOTIP RCDATA
"logo.gif" Скомпилируйте при помощи brcc32.exe: brcc32.exe
pic.rc
В процедуре SavePic выполняется сохранения ресурса на
жесткий диск (эта процедура происходит при клике по рисунку). В ShowForma
gif рисунок извлекается из ресурса и выводится на экран. В обоих
процедурах используется функция Resource2Stream. Она переводит данные из
ресурса в поток.
program Primer11;
uses
Kol,
Messages,
Windows,
KolGif;
{$R *.RES}
{$R pic.res}
var
forma,
pb: pControl;
Gif: pGif;
PicStream: PStream;
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// рисование избражения
procedure DrawPaint( Dummy: Pointer; Sender: PControl; DC: HDC );
begin
Gif.Draw(PB.Canvas.Handle, 0, 0);
end;
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//"забрасываем" ресурс на диск
procedure SavePic( Dummy : Pointer; Sender: PControl );
begin
//GetWindowsDir[1] - будем мусорить на системном диске :)
//создаем файл-поток для изображения
PicStream := NewWriteFileStream(GetWindowsDir[1] + ':\logo.gif');
// переводим данные из ресурса в поток
Resource2Stream(PicStream, HInstance, 'LOGOTIP', RT_RCDATA);
PicStream.free;
end;
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// показываем картинку из ресурса
procedure ShowForma( Dummy : Pointer; Sender: PControl );
begin
PicStream := NewMemoryStream; //создаем поток для изображения
// переводим данные из ресурса в поток
Resource2Stream(PicStream, HInstance, 'LOGOTIP', RT_RCDATA);
//Указываем с какой позиции у нас будут читаться данные
PicStream.Position := 0;
gif := NewGif;
gif.LoadFromStream(PicStream);
PB := NewPaintBox(forma);
PB.OnPaint := TOnPaint( MakeMethod( nil, @DrawPaint ) );
// в случае клика по картинке сохраняем ее на диск
PB.OnClick := TOnEvent( MakeMethod( nil, @SavePic ) );
PB.Width := gif.Width ;
PB.Height:= gif.Height;
PB.CenterOnParent;
PicStream.free;
end;
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////
begin
Applet := NewApplet('Работа с потоком');
Forma := NewForm(Applet, 'Работа с потоком (вывод gif)');
Forma.SetSize(310, 120);
Forma.CenterOnParent;
Forma.Font.FontName := 'MS Sans Serif';
Forma.Font.FontHeight := 9;
Forma.onShow := TOnEvent(MakeMethod(nil, @ShowForma));
Run(Applet);
end.
Исходный текст : 1,9 Кб ; размер программы: 56,5Кб (без
сжатия и замены System). Из этих 57 килобайт около 12 занимает картинка.
Вот что вы должны увидеть :
Пример не совсем выгоден с точки зрения экономии
дискового пространства :) Дело в том что логотип в bmp весит всего 24 Кб
(цвет 8 бит), а KOLGif примерно 12Кб добавляет в размер
программы + 12 Кб рисунок. Но при больших картинках помещать в ресурс gif
уже более разумней.
|